The Sims Creative Club

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Симы и жизнь (без УЗ)

Lorraine

Проверенный
Сообщения
992
Достижения
233
Награды
605
Я, наверное, не совсем поняла вопрос. Читать и писать - это и моя профессия, и призвание.
Просто, видимо, для меня настроение в сообщении, где

Я настолько втянулась, настолько вошла в режим ежедневной работы с текстом, что просто не понимаю, чем себя занять. То есть как только у меня появляется окно в графике, я просто теряюсь.

Сильно расходилось с маниакальностью и самозабвенной страстью к своему делу в сообщении про "распыляется". В одном из призвания рождается какая-то то ли меланхолия, то ли потерянность, когда появляется то самое "окно в графике", и сразу хочется предложить всякого интересного и не писательства. А во втором так резко кулаком по столу, и авторы не стараются, и лень им, а я вот нет, я вот в этом, я до конца себя посвящаю.

Так что это, видимо, не вопрос, а просто восприятие кем-то сторонним таких высказываний. Кажется чем-то очень разным) Хотя я в курсе о твоей профессии (надеюсь, можно на "ты", это сокращает дистанцию), и ничуть не умаляю твоих способностей, потому что сама лично читаю, когда находится осмысленное время.

Я очень счастлива, когда идет, когда не идет или вижу, что плохо, рву на себе волосы.
Мне кажется, что я в своём ремесле испытываю подобное. Все мы, наверное, испытываем, если относимся к работе как к любимой, а не только вынужденной.

Спасибо, я не знала, что с сайта кто-то читал.
И это ведь совсем твоё. Понимаю, уже много кто (и более значимый) говорил тебе об этом, но мне радостно, что хотя бы косвенно мы знакомы, потому что в моей жизни больше ну вообще нет никого, кто бы создавал тексты так, как ты. Просто нет в кругу знакомых ничего даже близко похожего.
Забавно, да, для меня в этом твоя исключительность, отдельная полочка в шкафу, и она сильно отличается от остальных моих полочек)
 

not4you

Проверенный
Сообщения
2.437
Достижения
268
Награды
1.935
Но вечером у меня уроки, а отрывать время от свободных дневных часов так жаль. Думаешь, сколько могла сделать, а вместо этого пойду на улицу.
Кажется, если я не остановлюсь, это может плохо кончиться. Надо брать себя в руки каким-то образом.
А если совместить приятное с полезным? Я, конечно, еще могу поразмышлять на тему, что погулять,- это тоже про для себя. Но это будет нечестно, ибо сама так смотрю на прогулки. Но мне в целом для прогулок хватает дороги из дома на работу и обратно, а еще вылазки с подругой её сыном и Егором в парк время от времени. Так что, да, советую найти что-то интересное для себя в прогулках. Например, когда потеплеет, можно на прогулке на бумаге писать черновики своих рукописей. И время не теряешь и воздухом на солнышке дышишь.
Всех сужу по себе, думаю, что все такие же маньяки, а они - нет, - и каждый раз удивляюсь: как можно, как не совестно? А вот можно и не совестно, и не стыдно.
Ну все мы разные. Очень разные. Я очень долго приучала себя к этой мысли. Долго не могла понять, как можно довольствоваться только тем, что есть, не стремиться к чем-то большему. Думала, что такие люди глубоко несчастны. Оказалось, что нет. До сих пор этому открытию удивляюсь
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Lorraine,
Да это просто разные фазы моего маниакально-депрессивного психоза)).
Конечно, я очень устаю, но дело в том, что я прекрасно понимаю, что если не заставлять себя и не выкладываться, то ничего и не будет сделано. У меня это уже мильен раз было, в анамнезе куча зафейленных текстов. Я очень легко понимаю, как можно взять и не дописать, я тоже много раз не дописывала...
Спасибо за высокую оценку владения словом.)) Да, мне говорили, но слышать такие слова все равно очень важно, потому что поневоле часто сомневаешься - а не занимаюсь ли я полной фигнёй? А ещё можно сравнить себя с Булгаковым, со Стругацкими и сразу убиться об стену.))
Впрочем, я думаю тот же "Василек" не хуже шукшинских рассказов, а это уже что-то.

Да, можно на ты.))
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
not4you,
Ну, вряд ли я буду что-то писать на улице, надо двигаться да сейчас и мороз...))
Гулять надо хотя бы чтобы набираться впечатлений, не говоря уже про здоровье.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Идея с прогулкой провалилась. Хотела уже оставить Тиму и Вову самостоятельно делать домашнее задание и вспомнила, что сегодня среда, а значит, надо делать задание от садовского логопеда. Ваня самостоятельно ничего не сделает, так что в другой раз.))
Кроме этого, мне страшно лень куда-то идти, конечно.

рПыталась читать второй том "Разделяющего ножа" Буджолд. Господи, какая чушь. Не верю в мир, не могу сочувствовать героям. Нет, будь мне лет пятнадцать... Но мне не пятнадцать, вот в чем дело.
Многие авторы мне говорили, что из-за профдеформации никак не могут читать. Не наступает ли и у меня то же самое?.. Это было бы печально.
Хотя скорее всего, дело все же в тексте: роман Галаган я прочитала с удовольствием.
 

olga0745

Kondessa
Сообщения
4.236
Достижения
321
Награды
5.643
Ритта, приветствую!
Прочитала "Прошлым летом". Не стала ничего писать на Литнете, напишу здесь о первом впечатлении...
С одной стороны, предсказуемый сюжет и туманный образ главной героини, образ жизни которой и причины такого выбора остались для меня загадкой.
Но с другой стороны, ваш изумительный слог, которым наслаждаешься с начала и до конца, несмотря на наличие "клубнички" и современных грубых выражений. Может быть, в силу моего немолодого возраста они меня так коробят и портят общую картину? Наверное, так...
Простите за прямоту!
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
olga0745,
Спасибо за отклик!
Клубничка там ну совсем мягкая)). И она нужна для сюжета, иначе вообще будет ничего непонятно.
Про грубые выражения... Сначала я написала так, как там, потом все это убрала, потом поговорила со знающим человеком, и он мне посоветовал все вернуть... Я понимаю, что, конечно, кого-то это покоробит, но на всех не угодишь. Пока так.)) Может, через несколько месяцев перечитаю и отредактирую окончательно.
А так-то, конечно, как Юлиана ещё может относиться к Маркову после Нюсика?))

Кстати, про "Прошлым летом" мне сказали, что слог бесцветный. Не знаю, как оно на самом деле.
Вещь непростая, но не писать же мне ванильки. Если я начну такое писать, это буду уже не я.))
 
Последнее редактирование:

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Начала новую крутецкую повесть про зависимость. Пишу и прямо в восторге от того, что я пишу. Удивительно получается. И так нравится во всем этом копаться... Сложном... В юнговских глубинах...
Всё, что я не сказала в "Прошлым летом", будет там.
Начала, конечно, не сегодня, а в субботу. Надеюсь, на следующей неделе закончу.
Повесть про традиционные и нетрадиционные отношения, и примут её не все.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Не спалось. Дописала повесть.
Полтора листа за неделю. Шестьдесят тысяч знаков...
Судя по всему, самая проработанная из моих коротких повестей.
И такая внезапная. Ведь не собиралась вообще.
Легче выпрыгнуть в окно, чем объяснить, зачем я её написала.
Вот зачем?
Просто думала обо всем этом. Просто увидела героев. Начертила схему с системой образов. И написала.

рТеперь буду отходить...
Такое даром не проходит.

рИскренне надеюсь, что с такими вещами я завязала, что теперь только если крупное что-то, что хоть теоретически можно опубликовать. И не на столь одиозную тему.
Господи, как меня несёт.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Соревнование эгоизмов
(Лара Вагнер, «Книга в синей обложке»)

Принято считать, что творческие люди – ребята странные. Оно и немудрено. Человек, большую часть своего времени занятый созданием чего-то совершенно нового, никогда не бывшего, погруженный в творческий поиск, в свой внутренний мир, где он черпает вдохновение, конечно же, будет отличаться от окружающих.

И в особенности это, наверное, касается литераторов, писателей и поэтов. Скульптор работает с гипсом, с глиной, художник с красками, у него есть кисти и холст либо карандаши и бумага… Все это вещественные, материальные объекты. А писатель? У него одни слова… Дым. Что-то эфемерное и призрачное, что вроде бы есть, а вроде бы и нет, потому что есть оно только в голове – писателя и читателя.

Главный герой «Книги в синей обложке» Лары Вагнер как раз писатель и писатель успешный. Майкл – баловень судьбы, красавец, любимец публики, в его жизни, кажется, все получилось, все удалось. Вдобавок он женат на прелестной женщине, Диане, которая очень любит мужа.

На первый взгляд это счастливый брак. У супругов еще нет детей, они не успели устать друг от друга, в их жизни просто нет ничего действительно тяжелого. Чтобы развеяться, Диана предлагает путешествие в маленький английский городок Эдервиль, на родину мужа… и тут-то все и начинается.

Эдервиль – чудесное, почти сказочное место. Вот только события, которые там будут разворачиваться, мало напоминают сказку.

Во-первых, Майкл, поначалу не желавший ехать и неохотно уступивший просьбам жены, оказавшись в родном городе, погружается в свое прошлое. Он много времени проводит со школьными друзьями… и в особенности школьной подругой, с которой когда-то встречался. Диана ждала от этой поездки совсем другого.

Во-вторых, вскоре после приезда Диана обнаруживает, что беременна… Классика жанра, как говорится. Она сообщает о своем положении мужу. А тот вовсе не готов стать отцом. Он на гребне творческого успеха и совершенно не планировал обзаводиться потомством – во всяком случае прямо сейчас. Ребенок ему совсем не нужен.

И тут Диана, до этого казавшаяся мечтательной серой мышкой, проявляет себя с неожиданной стороны. Не буду пересказывать сюжет, скажу только, что ведет она себя как хладнокровная, расчетливая зрелая женщина, а вовсе не склонная к фантазированию молодая девушка, какой казалась вначале. Но выглядит это не противоречиво, а очень даже логично и убедительно. В критической ситуации люди действительно думают прежде всего о себе и своей безопасности. И лиса, попавшая в капкан, отгрызает лапу. Становясь калекой, но сохраняя жизнь.

Так и Диана. Она вовсе не дура и остаться у разбитого корыта ей не улыбается. Можно сказать, что она могла бы и дальше бороться за любовь, семью, за своего ребенка, а не сделать то, что сделала… Но у Дианы была гордость. Она не хотела унижаться. Она любила Майкла, но еще она любила саму себя.

И не желала строить замки на песке…

Все происходящее выписано с удивительной психологической точностью. Вообще психологизм – наверное, главное достоинство книги. Случившееся с Дианой и Майклом по-человечески очень понятно. Может быть, они оба просто слишком любили самих себя… В них обоих не было жертвенности и готовности идти на компромиссы.

Да, Майкл, который поставил свою женщину в невыносимое положение, повел себя как законченный эгоист. Но и Диана хороша, она не меньшая эгоистка и едва не совершает непоправимое… От преступления ее спасает только случайность. С точки зрения христианской морали оба грешники. Их семейная жизнь превращается в соревнование эгоизмов.

Сюжет держит в напряжении до самого финала. А вот концовка стала для меня неожиданностью. Признаюсь, я не поклонник мистики и предпочла бы рациональное объяснение случившемуся. Впрочем, наверное, можно допустить и такое… мало ли какую таинственную книгу написал когда-то Майкл. Книга – это просто книга. Так что вопрос «Кто виноват?» остался для меня открытым.

В романе много вставных легенд, сказаний из истории Эдервиля. Романтичных и страшноватых. С одной стороны, их наличие делает произведение интереснее и как бы объемнее. С другой, тормозит развитие действия, так что подобные вставки могут отпугнуть часть читателей.

Одно можно сказать точно, история запоминается. Здесь есть о чем подумать. Некоторые сцены, как с Гомункулусом (мистическим воплощением будущего ребенка Дианы), врезаются в память. Темы семьи, взаимной притирки, нежданной и нежелательной беременности, мужской ответственности и женской мести, когда ответственности нет, вечны. Как вечна и тема «поэта и поэзии», искусства и платы за него. А настоящее искусство жертвенно в прямом смысле этого слова, тому, кто посвятил себя ему целиком, приходится туго (хочется сказать, и его окружению тоже). При чтении мне вспоминались мельком оброненные слова Михаила Зощенко о том, что когда у него родился ребенок, он ушел на другую квартиру, чтобы детский плач не мешал писать («Возвращенная молодость»). Легко ли было его жене?.. Вопрос риторический.

Одним словом, роман стоит прочитать тем, кто еще этого не сделал. Прекрасный слог, грамотное оформление, оригинальные сюжеты – имя Лары Вагнер стало уже знаком качества в мире самиздата. И «Книга в синей обложке», наверное, одно из лучших ее произведений.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
На "Клетку" пишут такие отзывы... Блин... Ну видно, что от души... Задевает...
Я так рада, что написала. Не хочу больше браться за такие больные темы. И в то же время вообще не знаю, смогу ли я в принципе писать доброе и светлое?.. Я такая... Весь этот психоанализ все равно прорвётся...
Пыталась делать "Башню" сегодня, 3,5 тысяч знаков. Боюсь, что затянуто выходит... Вообще боюсь, что крупные вещи разучилась писать. Когда-то я умела. Теперь не знаю. В прошлом году я не сумела сделать ни одного полноценного романа. "Берег" - это не роман. Это три части романа.Должна быть ещё минимум одна. А я не могу.
Надо диссер писать. И М. рецензию ждёт, пишет, трясёт. Я разрываюсь.
Моя проблема всегда была в том, что я разрываюсь. Я человек работоспособный, но увлекающийся. Никак мне не собраться на большой проект. А двумя не могу заниматься, сколько раз пробовала, в итоге получался фейл. Отключил бы мне кто интернет, может, дело веселее б пошло.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Закончила выкладывать "Клетку для танцев".
Чего-то жду от книги, а чего...
Как будто мне за неё какую-то ачивку дадут или награду, как за челлендж. Симсклабовская привычка. Или придёт модер и поставит планку "завершено".
Леля Фольшина дала рекомендацию на повесть. И ещё один новый знакомый, молоденький талантливый мальчик.
Мысли разбегаются.
Вся моя проблема в том, что сложно, крайне сложно собраться на один проект. Вот решила разморозить "Башню", написала новую главу. А смогу ли регулярно ей заниматься?
И диссер надо как-то делать, и статьи.
Доделать бы и все, и не вспоминать никогда. Просто закрыть гештальт.
И столько мыслей других, и идей...
И сто раз уже у меня это было, знаю, чем заканчивается.
Нужно сжать клюв и писать. По-другому никак. А так тяжко...
 
Последнее редактирование:

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Большой роман Эмилии Галаган

Есть авторы, которым, говоря как будто бы о самих себе, удается сказать о жизни целого поколения. К ним принадлежит и Эмилия Галаган.

Новый роман писательницы «Я люблю тебя лучше всех» – безусловно событие, причем как в творческой биографии автора (это первая работа такого масштаба), так и в жизни всех читателей самиздата. Событие, с которым хочется поздравить.

Роман-жизнеописание, роман воспитания – жанр не новый, жанр вечный. Но книг, рассказывающих о взрослении и становлении человека, рожденного на постсоветском пространстве в эпоху 80-х, мне как-то ранее не попадалось. Подчеркну, книг, где детские и юношеские годы будут изображены не мимоходом, эпизодически, как некие вехи на пути героя, значимые, но все же вторичные по отношению к основному повествованию, а таких, где это время и будет в фокусе внимания автора. Объясняется это, конечно, просто – поколение 80-х еще достаточно молодо. Оно прямо сейчас проживает свои самые активные годы, и подводить итоги ему рано. Но вот рассказать о детстве, о юности, о взрослении оно уже вполне способно… И книга Эмилии Галаган – прямое тому доказательство.

Главная героиня романа, Лена Попова, родилась в 1985 году. Автор этой рецензии годом позже, так что с уверенностью может гарантировать – да, именно так все и было. У книги Эмилии Галаган удивительное свойство пробуждать воспоминания. Да-да, нам всем достались эти чупа-чупсы (как однозначная вредность запрещенные моим детям и детям всех знакомых), холодные снежные зимы, строгие авторитетные завучи в школах, гнавшие самогонку соседи, любопытные бабки и во множестве расплодившиеся секты, где искали опору утратившие всякие ориентиры люди…

Читаешь – и перед глазами встает детство. Те самые лихие 90-е, которым посвящены ностальгические паблики в соцсетях. Те, о которых, я заметила, часто вздыхают жившие тогда взрослые и подростки, но практически никогда – дети. Тревожное, неспокойное было время. А детям нужна устойчивость и стабильность. В отличие от взрослых дети ничего не выиграли от открывшихся возможностей, а вот безработицу, от которой страдали родители, увольняемые по «сокращению», нищету, на глазах формирующуюся социальную рознь они прочувствовали вполне.

Несмотря на то, что сама я росла в городе, а не поселке, как главная героиня, несмотря на иную семейную ситуацию (я была единственным ребенком, а у Лены есть младшая сестра), читалось временами как про себя… Общего оказалось поразительно много. И такое ощущение, судя по комментариям к роману, возникло не у одной меня. Просто у Э. Галаган дар из множества мелочей выявлять типичное и писать так, что это отзывается, наверное, не у всех, но очень у многих.

Но роман не был бы так хорош, будь он просто бытовым романом. Нет. Сквозь пупырышки повседневности в нем проглядывает вечное… Это многослойный текст, к которому хочется возвращаться. Который хочется перечитывать, открывая новые смыслы.

И поэтому, конечно, его не получается читать быстро, скользя глазами по строчкам. Здесь нет такой увлекательной интриги, как в детективе, где тянет перелистывать страницу за страницей, чтобы скорее добраться до финала. Прелесть этого текста в ином.

В книгу, работа надо которой, по словам автора, велась три года, вложено так много, что отчасти теряешься, не зная, за какую тему ухватиться, что выдвинуть на первый план. Есть в нем строки, посвященные осознанию смерти (первому экзистенциальному кризису, говоря языком современной психологии), отношениям со сверстниками и взрослыми, творчеству, музыке, попыткам собрать свою рок-группу, знакомству с сигаретами и алкоголем, магии старых квартир и встрече с трансцендентным (Лицо в ванной)…

Однако как читателю и автору, который сосредоточен на осмыслении связей между поколениями, мне хочется сосредоточиться на семейной линии в романе, тем более что при любом раскладе пройти мимо нее невозможно. Ребенок, как правило, растет в семье, семья – его первое человечество, и именно там он учится любить и ненавидеть, там закладывается основа его мировоззрения и самые базовые привычки.

Что же из себя представляет семья Лены? Строгая, погруженная в бытовые проблемы мама, старающаяся воспитывать детей культурными людьми, говорящими на правильном русском языке, но в гневе срывающаяся на диалект родного украинского села, добрый, всепонимающий интеллигентный папа и сестра, родившаяся четырьмя годами позже… Есть бабушка-горожанка со стороны отца, бывшая ленинградка, чрезвычайно гордящаяся своим происхождением, и деревенские бабушка и дедушка со стороны матери, появляющиеся в тексте, когда героиня ездит к ним на каникулы.

Взрослые выживают в тяжелой обстановке 90-х, отдавая все силы, чтобы прокормить семью, а дети взрослеют рядом, будто сами по себе. Того детоцентризма, помешанности на дополнительном и общем образовании, что расцветет в десятые годы XXI века, еще нет и в помине… Правда, сестра Наташка ходит в музыкальную школу, играет на домре, но закончив ее, она ни разу не берет инструмент в руки…

В двенадцать лет Лена теряет отца. Такое огромное горе трудно сравнить с какими угодно материальными лишениями. Девочки остаются наедине с матерью, которая из сил выбивается, чтобы обеспечить им нормальную жизнь. И эта вечная борьба за кусок хлеба ожесточает мать, словно навсегда лишая ее возможности радоваться. Она вечно ворчит, она вечно недовольна, ей все не так, ей невозможно угодить… знакомая картина, правда?.. Кто из нас не сталкивался с подобными людьми и подобным настроением…

«Муж мой умер. Мне уже не будет хуже», – однажды говорит мать, и эти слова звучат страшно, как смертный приговор. Словно мать уже поставила на себе крест, словно счастья, да что там, обычных улыбок, шуток, дружеских объятий никогда не будет больше. Только сжать зубы и вперед. Замкнуться в себе, в своем горе и вперед, вперед – героическим, титаническим сверхусилием…

Главная героиня, закончив институт, едет в Питер. Немало строк посвящено этому городу в романе. Пиетет перед ним заложен, конечно, бабушкой-ленинградкой:

«…она говорила про Ленинград. Про то, что это самый красивый город на свете (и никогда, никогда — про голод, холод, смерти — как будто этого не было). Ее родителям дали комнату в огромной профессорской квартире, где был паркет и выложенная кафелем печка. Простые рабочие люди, прабабка и прадед в моей голове представлялись какими-то аристократами. Неважно, что они жили в коммуналке вместе с десятком других семей — рабочих, пьющих, орущих — таких же, как у нас в поселке. Такие — да не такие. Ленинградцы. Свет миру».

Питер – это город-сказка, город-мечта. Лена мечтает о работе в издательстве, но вместо этого ей приходится стоять за кассой в магазине детских игрушек… По вечерам болят ноги, отваливается спина. Она ложится на пол, так боль становится как будто меньше, а когда звонит мать, рассказывает, что работает редактором. Мать кричит, учит ее жизни, как маленькую, пытается руководить на расстоянии… Эти попытки обречены на неудачу, они глупы и нелепы изначально… Но иначе мать не может. Любовь, обида, раздражение сплетаются в тяжелый мучительный клубок.

А спустя несколько лет младшая сестра выходит замуж. Лена едет на свадьбу. Будущий зять на много лет старше невесты и вызывает неприязнь. Чего ждать от этого замужества?..

«Я не знала, как начать, и поэтому спросила прямо:

— Почему ты решила за него выйти?

Она ответила тоже прямо:

— Потому что он предложил».

Сестры ведут разговор, но как будто не слышат друг друга.

«Я, между прочим, для мужа себя сберегла! Саша, знаешь, как это оценил! Он умный, серьезный, ответственный! Не знаю, чего мама на него взъелась. Ей никогда не угодить. А он хочет ребенка, готов меня обеспечивать всем! Даже сказал мне на полставки перейти, чтоб не переутомляться! Он... да, он, может, не идеальный, может, иногда немного резкий, но... он мой будущий муж!»,

- говорит Наташа.

Свадьба состоится. А потом у сестры появляется сын. А еще позже, через несколько лет, ребенок серьезно заболевает (онкология). Наташа уже беременна вторым…

Сестры снова разговаривают. Снова вместе и совсем порознь. И читать некоторые страницы без слез просто невозможно.

«Мы обе замолчали. И камера наконец приехала. Она посмотрела на меня — впервые за все то время, как я тут была, именно на меня — нездоровыми темными глазами и сказала:

— Саша сказал: хорошо... что мы знаем... у тебя — там — мальчик... если с этим вдруг что... у меня будет сын... сын, понимаешь?!

Я не ожидала такого ужаса. Мне никогда так не было страшно, как от этих слов, от смысла этих слов. Я не понимала, как можно сказать такое — как можно подумать такое?

Обхватив сестру руками за плечи, прижав к себе, я ревела и лепетала что-то несвязное про то, что все будет хорошо обязательно-обязательно.

— Я никуда не уеду. Я буду рядом. Я вернусь и буду рядом. Я смогу с тобой жить. Я работу тут найду. Я все умею. Уходи от него, уходи, пожалуйста!

— Ну что ты несешь, Лен? Что ты выдумываешь? Он такой хороший муж! Он для меня всё! Он... забудь. Я не Катька какая-то подзаборная, чтоб уходить! У меня — семья!»

Слова сестры горьки, как полынь, и тяжелы, как камень. Свободной, бездетной Лене не понять Наташу. Не понять, как можно быть… такой… Зачем это все… Зачем мучиться… Но Наташу поймет практически каждая замужняя женщина, ради призрачной стабильности и полной семьи готовая терпеть практически все. Ведь детям «нужен отец», семья – это самое главное, все мы с ползунков впитываем немудрящую эту мораль.

Переживания из-за внешности и лишнего веса, набранного после родов, заниженная самооценка – через это проходили практически все.

«— Наташа Евсеева родила троих и такая же тростиночка, как была. А я жирное чудовище, которое не может себя заставить на диету сесть.

— Ничего, ты сейчас, главное, роди и...

— Муж может и на другую посмотреть. На стройную. Часто думаю: вдруг! Страшно. Тебе не понять: ты не замужем. У тебя дети без отца не останутся».

Лена и Наташа как будто из разных миров, говорят на разных языках. И любовь старшей сестры беспомощна и бессильна. Она изо всех сил хочет помочь Наташе, вырвать ее из рук чудовища-зятя, не понимая, что чужая семья – потемки. То, что происходит между двумя, третьим, со стороны в полной мере понято быть не может. И лучше в это не лезть – хотя бы в целях собственной безопасности.

Сестра, выйдя замуж, оказалась для Лены навеки потерянной. Она как улетевший на другую планету колонист… Да и что у них общего? Живут в разных городах, далеко друг от друга, одна в мегаполисе, другая в провинции. Одна – жена и мать, другая – одинока… Семейное положение значит для женщины больше, чем для мужчины, и разделяет сильнее. Не зря раньше девушка, вышедшая замуж, иначе одевалась, иначе укладывала волосы. Во всех европейских культурах для замужней женщины при обращении использовалось одно слово, а для свободной – другое, в то время как у мужчин такого различия не существовало. И сестрам, несмотря на всю любовь, в самом деле друг друга не понять… Уровень ответственности совершенно разный, пространство для маневра несопоставимо.

Сама того не замечая, Наташа ведет себя совсем как мать, которая забыла о себе, растворившись в детях и бытовухе…

Как говорят на Псковщине, «бабы маются, а девки ткаются». Имея в виду, что молодые девушки мечтают о свадьбе, а замужние женщины изнывают под грузом ответственности и проблем.

«Чего теперь... Родила — мучайся. Она думала, это легко — замуж, дети. Ага. Я всю жизнь мучаюсь, и она будет.

— Ма-а-ам…

— Диты, диты, куды вас подиты?»

Этот диалог Лены с матерью прекрасно иллюстрирует данную мысль.

Роман Эмилии Галаган стоит прочитать любому человеку, когда-либо намеренному обзавестись семьей. Чтобы подумать о том, каких ошибок следует избежать, а что напротив следовало бы взять на заметку… В школярские дни рецензента классические книги вроде эпопеи «Война и мир» принято было называть учебником жизни. Дидактизм противен каждому, но что-то все же есть в таком подходе… В хорошей книге обобщен большой опыт, в ней видна работа мысли умного, изрядно пожившего человека. Роман Э. Галаган – это именно такая книга. Серьезный, большой роман о поколении 80-х, о взрослении, о семье, обо всех нас. Прочитайте – вы не пожалеете.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Книга для сильных духом
(Марика Становой, «Рождение экзекутора»)


Социальную фантастику сегодня трудно назвать популярным жанром. Наверное, уже можно констатировать, что расцвет ее в отечественной литературе пришелся на 70-е гг. прошлого века, прежде всего в произведениях братьев Стругацких. В наши дни востребовано совсем иное: литрпг, бояр-аниме, «попаданство» во всех видах… Думается, главные причины угасания жанра – это исчерпанность темы (о проблемах устройства общества было написано действительно немало) и усталость читателя, неверие в сколь угодно позитивные преобразования. Почвы «русского поля экспериментов» уже сильно истощены. Поэтому то, что некоторые авторы все еще продолжают работать в данном направлении, вызывает даже удивление. Чтобы сегодня писать социальную фантастику, нужно обладать изрядной смелостью.

Сочинение же романа такого плана, как «Рождение экзекутора» Марики Становой – проявление не просто смелости, но дерзости. Уж слишком деликатные темы здесь затронуты. Да и прочтение его будет, прямо скажем, не всякому по плечу… Воистину это книга для сильных духом.

В романе рассказывается о судьбе Крошки – телепата-метаморфа, украденного у семьи в раннем возрасте для того, чтобы создать из нее экзекутора – палача Императора. Действие происходит в далеком будущем, человечеством колонизированы сотни, если не тысячи, планет, связанных порталами. Последнему Императору, которого зовут в тексте просто Джи, удалось завязать их на свое биополе, то есть именно он обеспечивает нормальное существование галактического государства, а значит и человечества. Обитатели Империи кровно заинтересованы в том, чтобы Джи жил вечно. Это не выглядит фантастикой, так как изобретена технология перерождения. Особо выдающиеся люди после смерти могут стать ажлисс – сноваживущими, их сознание переселяется в свежее, искусственно выращенное тело, а душа ловится в крилод, служащий своего рода бэкапом, из которого всегда можно восстановить того, кто погибнет случайно. Разумеется, сам Джи является ажлисс, им он делает и Крошку.

Крошка – именно так зовут девочку-телепата, чье детство никак не назовешь счастливым. Хотя иногда ее называют еще Хакисс, но в дальнейшем это имя останется лишь для девичьего воплощения Крошки (как метаморф она способна вырастить себе любое тело). Крошку нянчит андроид, живет она в стерильной комнате на базе с гигиеническим углом, ее постоянно тренируют – и тренировки эти крайне болезненны и жестоки. Скажем, у девочки есть искусственно созданные «зверики» – ее игрушки, ее друзья, –после какого-то проступка Джи велит ей их убить. С детства Крошку преподносят отличившимся ажлисс как «подарок» – для участия в любовных играх. Как телепат Крошка способна многократно усилить чужое возбуждение, довести его до пика блаженства. Она же в силах и провести сквозь все круги ментального ада, наполняя сознание мукой и болью. Впрочем, не только ментального, убивать и пытать физически ей тоже приходится, далее по тексту Джи велит ей, к примеру, снять кожу с друга, кочевника, с которым она подружилась. Из Крошки растят экзекутора – палача.

Наличие в романе сцен сексуального характера с участием фактически ребенка могло бы принести автору и книге немало проблем, однако обвинения в порнографии в данном случае будут беспочвенны – эти сцены написаны не для того, чтобы вызвать возбуждение. А лишь затем, чтобы показать, в каких чудовищных, неестественных условиях происходит взросление героини… Нет в этих описаниях сомнительной грации сходных эпизодов набоковской «Лолиты», изящной, легко метафоричности, игры, нет и влажной грубости педофильской писанины, наводнившей интернет, все подано суховато, прямо, однозначно, как есть. В фокусе психологическое состояние Крошки, а не то, что конкретно делают с ее дырочками и что делает она сама. Хотя для взрослого читателя, разумеется, все понятно.

Нормальному человеку с не отвалившейся способностью к сопереживанию вся первая часть романа должна даться, конечно же, тяжело. Невозможно без гнева читать про издевательства над ребенком, пусть наделенным сколь угодно фантастическими способностями. Эти способности, ментальная одаренность Крошки, конечно, сделали ее особенной, не такой, как другие. Но благодаря им она не стала взрослой. Она по-прежнему внутренне хрупкое, нуждающееся в защите существо, втянутое в жестокие, бесчеловечные игры.

Джи делает Крошку своей любовницей. Он – ее бог, она не подвергает сомнению его действия. Автор – прекрасный психолог, мрачный талант Марики Становой позволил ей чрезвычайно достоверно изобразить возникновение и развитие зависимости от другого человека. Зависимости по своему характеру преимущественно женской. Вообще «Рождение экзекутора» – это книга, как ни парадоксально звучит, очень женская (хотя большая часть «слабой» половины человечества не будет ее читать ни за какие коврижки), просто сам механизм привязанности, описанный в ней, по сути женский. Джи ласкает Крошку, гладит, обнимает, трогает – постоянно подкрепляет свою власть телесно. Он же и наказывает – мучает, отдает другим, прогоняет от себя. У Крошки нет родителей, сестер и братьев, ее нянька – бездушный андроид, а ей требуется кто-то живой, теплый и близкий… Требуется, быть может, в сто раз сильнее, чем обычному человеку, потому что она телепат. Она должна кого-то любить – а никого кроме Джи просто нет…

Джи ласкает и наказывает, как отец. Как муж. Как Хозяин. Преданность Крошки – это преданность сродни собачьей, рабская. Это преданность дочери, жены, служанки в одном флаконе. Высшая награда для Крошки – быть с Джи. Быть в постели и просто быть. Сливаясь с ним ментально, получая от него заботу и любовь, растворяясь в его личности. Когда Крошка с ним, ее как бы нет. И это прекрасно, прекрасно – потому что дар сознания, дар пробужденного ума для слезшей с деревьев обезьянки тяжел… Быть самой собой, быть одной слишком тяжело. Будь Крошка взрослой, она, наверное, еще как-то могла бы справиться с одиночеством и своей особостью, но она почти ребенок – ей это не по силам, ей нужен кто-то большой и важный рядом, кто-то, кто уверен в своей правоте.

В конце романа Джи скажет, что Крошка была рождена жертвой. Именно из жертв, по его словам, получаются лучшие палачи, а он только усилил и развил природные качества Крошки, то, что было заложено в ней изначально. Но выглядят эти слова бессмысленным набором звуков – способности Крошки, данные при рождении и приобретенные, никак не оправдывают того, что с ней сотворили… При чтении мне все время вспоминались истории о том, как из щенков, чтобы они были злее, делали моральных уродов: держали месяцами в темной коробке, били. В итоге вырастали собаки с нарушенной психикой. То же самое происходит и с Крошкой.

Ничего удивительного, что полученный опыт приводит к тому, что в ее сознании любовь, забота и боль оказываются тесно связаны. Другого она просто не видела, а человек всегда судит о чем-то, подыскивая аналогии в прошлом. Это отлично показано в эпизоде встречи с регентом Крисом. Крис – отвратительный подонок, а Крошка при общении с ним испытывает страшное сексуальное возбуждение. Это естественно, Джи сделал (именно сделал!) из нее настоящую мазохистку. То же видно и в сценах общения Крошки с мужем (Джи отдает ее в жены на год, чтобы она родила детей одному нуждающемуся в них племени). Муж предлагает ей истинную любовь и заботу, но Крошка просто не верит в то, что такое бывает, она никогда не сталкивалась с этим и постоянно ждет подвоха. Сейчас будут ругать, сейчас накажут, сейчас за лаской последует удар – просто к этому ее приучили с раннего детства.

Джи, конечно, настоящий психопат. До того, как стать Императором, он был ученым, и страсть к исследованиям стала частью его личности. Все человечество для него – как «песочница» в компьютерной игре, бесконечное поле для экспериментов. Марика Становой еще раз убедительно и достоверно показала: абсолютная власть развращает абсолютно. Некто, выступавший когда-то за светлые идеалы справедливости и свободы, оказавшись на политическом Олимпе, не ограничиваемый ничем кроме своей совести, скоро эту совесть теряет. Джи сам себе закон, сам себе Империя. Такие истории редко кончаются добром… «Рождение экзекутора» – это первая книга цикла, и можно предположить, что в дальнейшем Императора едва ли ждет что-то хорошее.

Любопытно, что автор изобразил не утратившего берега властолюбца, диктатора, а именно забывшего о моральной ответственности ученого. Мне кажется, ученого-естественника, так как Джи играет с людьми, как с лабораторными мышами. Для него человечество – это прежде всего популяция, а люди – просто особи, из которых одних следует отбраковать, других размножить. Джи – селекционер и вивисектор. Лишь в конце книги читатель видит, что и сам Джи чего-то боится, он – вовсе не то всемогущее божество, которым поначалу представляет его Крошка. Страх Джи очень банален, это страх смерти… и сама Крошка нужна для того, чтобы в случае его гибели найти принадлежащий ему крилод, помочь возрождению…

Тот факт, что Джи в самом деле необходим Империи (как уже было сказано, все порталы между планетами завязаны на его биополе), оставляет широкое пространство для сюжетных маневров. Вызывает интерес, как сложатся в дальнейшем судьбы Империи и Императора – они переплетены в прямом смысле слова.

И нужен ли будет экзекутор, если Императора и его Империи не станет?..

Самые сильные страницы книги, на взгляд рецензента, это и самые тяжелые, то есть описание детства Крошки, а так же история ее недолгого замужества и рождения детей «по договору». То, что Джи принудил ее исполнить роль инкубатора, еще раз подтверждает отсутствие у него какой-либо человечности, впрочем, что-то подсказывает, что сделав Крошку женой и матерью, он сам вырыл себе яму. Его Крошка полюбила и мужа, и детей (она рождает двойню, мальчика и девочку), она не сумела относиться к своему договорному браку как к работе, несмотря на постоянные заверения в обратном. Их существование нарушает законы ажлисс – сноваживущие не имеют права иметь детей. Джи взламывает законы, но это не может пройти бесследно… Странно, что он сам этого не понимает. Впрочем, абсолютная власть развращает абсолютно, а отсутствие какой-либо критики очень скоро приводит к размытию границ реальности. Да, Империя нуждается в Джи, но мир – не компьютерная игра, и тому, кто об этом забыл, он очень быстро напоминает. Реальность – не то, что можно игнорировать.

Роман написан хорошим, ровным русским языком, стилистически почти безупречным. Особенных художественных красот нет, тропы почти не используются, создание эффекта присутствия достигается другими методами. Прежде всего это детальное, подробное описание происходящего в голове Крошки, а так же с ее телом. Мир вокруг существует почти постольку, поскольку он связан с Крошкой, она – центр тяжести романа, его движущая сила и ядро. В теле то девочки, то парня, то львицы, то кварга (вымышленное автором животное), Крошка колотится о реальность, пытаясь подчинить ее себе и приблизиться к Джи. Приблизиться – чтобы быть любимой… ненадолго раствориться в своем божестве. Эти попытки заведомо безуспешны, Джи дарует ей не любовь, а психопатическую зависимость, но Крошка об этом не догадывается.

Иногда возникало впечатление, что описания могли бы быть не столь детальны и их без ущерба для повествования можно было бы сократить. Впрочем, это впечатления человека, который пошел по принципу концентрации в работе с текстом и разучился делать крупную форму, поэтому ими можно смело пренебречь. Каждую главу предваряет стихотворный эпиграф и иллюстрация. Художественная ценность стихов сомнительна, зачастую они вызывают массу вопросов просто с точки зрения техники, но как дополнительный материал, быть может, и имеют право на существование (хотя это точно не то, без чего нельзя обойтись). Иллюстрации же в самом деле интересны и украшают роман. Кроме того, книга снабжена глоссарием и синопсисом. Если первый в самом деле полезен, то второй вызывает удивление: зачем пересказывать то, что было прочтено? Но авторская воля есть авторская воля, раз создатель текста посчитал, что так надо, значит так тому и быть…

Получился ли роман в целом? Безусловно. «Рождение экзекутора» – это одна из самых оригинальных прочитанных мной за последние годы фантастических книг. При этом оригинальна она не как бред шизофреника, ее герои достоверны и узнаваемы, мир выстроен логично и непротиворечиво.

Буду ли я рекомендовать его к прочтению? Да, но не всем. Во-первых, «Рождение экзекутора» – это книга для умных. Для тех, кому в принципе интересна социальная фантастика, проблемы устройства общества далекого будущего, генезиса власти, моральной ответственности ученого, пределы экспериментирования с разумом. Во-вторых, это книга для сильных духом. Для тех, кто не побоится погрузиться с героиней в бездну боли и отчаяния. Эта бездна не бездонна, а боль конечна, но читать о рождении экзекутора действительно тяжело. Впрочем, все люди разные, и любителям пощекотать нервы роман, возможно, дастся не в пример легче. В книге есть о чем подумать и есть о чем переживать, она точно не станет пустой тратой времени. Но найдете ли вы в себе моральные силы, чтобы добраться до конца – это вопрос.
 
Последнее редактирование:

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Итоги зимы 2020/2021

Следуя собственной традиции, подвожу итоги прошедшего квартала. Зима выдалась насыщенной. Занималась я в основном повестями и рецензиями. Никогда в жизни я не писала подряд столько повестей, тем более столь близких по форме. Можно сказать, что я разрабатывала форму повести, училась в ней работать. Технически они очень похожи, маленький объем (авторский лист или чуть больше), короткие главы, повествование от первого лица. Несмотря на то, что один мой коллега назвал саму эту форму «мертвой зоной», имея в виду, что «что-то сказала, но не до конца, и при этом это не рассказ», сама я совершенно точно о том, что все это написала, не жалею. Я считаю, что все истории получились (да иначе и не стала бы их выкладывать, конечно). Это был интересный опыт, и тексты вышли любопытные.

Содержательно они тоже близки. Основные темы – зависимость и борьба с ней, нетрадиционные и всякого рода сложные отношения, путь к себе.

Первой повестью из этого ряда стали «Девочки из перламутра». Фактическую основу я взяла из династии по Симс, которую писала в 2015 году, но серьезно ее переработала, а часть написала с нуля. Повесть была сделана за сутки (с температурой, да, но стоит увлечься – и такие мелочи ничего не значат).

Затем была написано повесть «Прошлым летом». Почти пятьдесят тысяч знаков за три дня.

И далее «Клетка для танцев». Шестьдесят тысяч знаков чуть больше, чем за неделю (с перерывом). Самая странная, самая нестандартная для меня самой вещь. Никогда я не писала про такую героиню, никогда не писала про стриптизерш, танцующих go-go, никогда прежде мне не приходилось выстраивать такую систему образов – когда в центре одна женщина, а вокруг нее, как планеты Солнечной системы, все остальные… И сами по себе они не важны, а важны только по отношению к ней.

На этом я заканчиваю с повестями. Мне очень хочется написать большой полноценный роман, вспомнить, что я умею работать с крупной формой (когда-то у меня получалось). В феврале я разморозила свой роман «Башня из слоновой кости» и хочу закончить его к лету. Сейчас в нем пять новых глав. Шестая уже готова, и будет выложена завтра.

Кроме того, было написано три жестких, очень реалистических рассказа из поселковой и деревенской жизни: "Болото", "Тасина жизнь", "Василёк".

Было сделано двенадцать рецензий для сборника «Сетература сегодня. Критик – читателю».

И одна на печатную книгу, размещена в сборнике «Читательский дневник»:

Чтобы сосредоточиться на романе, я временно заканчиваю с рецензиями. Новые появятся только если по недосмотру.)) Я в «Башне из слоновой кости».))

А к моим читателям у меня вопрос. Если вы читали что-то из перечисленного, что вам понравилось/заинтересовало больше всего?
 

JaNat

inDesign
Команда форума
Администратор
Сообщения
16.478
Достижения
540
Награды
14.277
А к моим читателям у меня вопрос. Если вы читали что-то из перечисленного, что вам понравилось/заинтересовало больше всего?
Я что-то совсем не доползла в этот раз ни до чего вообще(
Василька только читала, жизненно
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
JaNat,
Спасибо, моя дорогая!
Ничего.
Я лучше сейчас буду писать, пока пишется. Нет времени и сил на продвижение. Меня зовут на какие-то конкурсы, но я ни в чем не участвую, чтобы не тратить энергию. Продвижением я лучше займусь, когда не смогу писать.
 
Верх