The Sims Creative Club

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Симы и жизнь (без УЗ)

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Ваня, когда видит мою фотографию на телефоне, обязательно ее целует)).
Честно говоря, я не удивляюсь - к кому тянуться бедному ребенку, если он кроме матери четыре года почти никого не видит?
"Тебя все любят, Ната", как написал мой друг.
Не все... Но... Но...
Но кто-то любит. И это делает меня счастливой.

 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
В ловушке гендера

К сожалению, порой попадаются тексты, словно предназначенные для того, чтобы использовать их в качестве наглядного пособия для авторов на тему «Как не надо». Вообще-то рецензий на такие я обычно не пишу, однако в данном случае меня попросили об отзыве – и я поторопилась согласиться.

Предметом разговора на этот раз будут произведения Александра Стуликова. Однажды я уже рассказывала о творчестве этого автора, но в прошлый раз речь шла в основном о фантастике, а на этот раз объектом исследования выступит реалистическая проза.

Большая часть критики достанется небольшая повесть «Дневник Марты». Это записки молодой девушки, обрамленные рамкой – дневник был оставлен некой беременной в приемном покое. Через много лет врач, у которого хранилась тетрадь, решает придать ей литературную форму и представляет на суд общественности.

Итак, начнем разбор полетов.

Во-первых, огромным риском была сама попытка написания текста от лица противоположного пола. Совет всем начинающим авторам – не уверены в своих силах, не беритесь за это дело. Гендер – одна из тех вещей, что даются нам от природы и избавиться от которых невозможно. Очень немногие способны мысленно перевоплощаться в персонажа другого пола, делая это убедительно. Таким волшебником был Себастьян Жапризо, гениально писавший от женского лица. Но скажем, у того же Акунина, одного из блестящих стилистов нашего времени, это получается плохо. Я только что дочитала его «Сулажин» и могу честно сказать, та половина книги, что написана от женского лица, на порядок слабее «мужской». Тут дело в деталях, в самом способе смотреть на мир… К примеру, Акунин упоминает, что самыми привлекательными в мужчинах вещами являются для героини руки, голос и запах. Он явно где-то читал или слышал о том, что нравится женщинам в мужчинах, изучал вопрос, но изнутри он этого понять никак не может – и выходит недостоверно, неправдоподобно.

Или, скажем, романы для подростков Р. Э. Хайнлайна. Те, что о юношах, восторг, высшая категория, а написанная от лица девушки «Марсианка Подкейн» на порядок слабее.

Так и тут. Ну никак я не верю, что так может рассуждать и смотреть на мир юная девушка. За текстом стоит мужчина – и немолодой. Ни лексики, характерной для молодого поколении, ни интересов. А размышления о современном театре, о вольных попытках режиссеров разрушить «четвертую стену», перенести действие в зал? Да разве может рассуждать так молодая и не очень образованная девушка? У нее нет опыта, который просвечивает сквозь текст.

Во-вторых, в заглавии заявлено «дневник», но дневника нет. Есть рассказ, какой-то путаный, прыгающий, непонятный. Где даты, где сиюминутные настроения и события – то, из чего состоит дневник? Зачем в заголовке ставить один жанр, а писать совсем другое?

В-третьих, я так и не поняла, где происходит действие. Начиналось все в реалиях российской провинции, а потом пошли какие-то фонтаны, кафе, записки на французском и вольные художники… От быстрой смены декораций впечатление какого-то сумбура, непонятной каши.

В-четвертых, в рассказе заявлено просто слишком много тем! Это очень распространенная ошибка начинающих авторов. Хочется воскликнуть: боже, ну зачем пытаться объять необъятное и скакать мыслию по древу? Ты хочешь сказать о чем-то – скажи. Но если в одном небольшом тексте пытаться поднять все вопросы бытия, получится только «взгляд и нечто» и больше ничего.

В-пятых, в тексте нарушены законы композиции. Нет ни завязки, ни кульминации – действие течет и течет, из ниоткуда в никуда.

Нет, рассказ не безнадежен. К примеру, очень удачны образы клиентов Марты, особенно полная девушка. В них есть жизнь. Но как все это привести в удобочитаемый вид, я лично не представляю. Если только переписать заново, но это будет совсем другая история.

К счастью, другие рассказы авторы совсем не такие. Они просто иначе сделаны. Там нет повествования от женского лица, нет губительного стремления объять необъятное. Например, рассказ «Билетик у дороги», совсем технически простенький, но при этом цепляющий за душу. В нем поймано настроение – короткий миг счастья, восторга перед музыкой, любимым городом, жизнью. Это оптимистичная и светлая зарисовка, которую приятно читать.

Хорошее впечатление производит и «Боровецкий лес». В этом загадочном лесу то и дело кто-то пропадает – но непременно находится. И нет в нем жути и ужаса, только игра лукавого местного лешего.

Рассказы «Золото Боровецкой церкви» и «Сейчас бы ба-а-а-хнуть!» по замыслу неплохи, однако и там, и там одна ошибка – нет развязки. Автор создает интригу, нагнетает – а разгадки не дает. Так нельзя. С недосказанностью можно играть, но нельзя бросать читателя вообще ни с чем. Это как пообещать вкусный ужин, раздразнить – а потом оставить голодным.

Подытоживая сказанное, позволю себе сформулировать рекомендации. На мой взгляд, автору следует оставаться в рамках малой формы и писать о том, что он хорошо знает. А это – бытовые, жанровые зарисовки в реалиях родного города. Если появятся новые рассказы о Набережных Челнах, Каме, Татарстане, истории из жизни и врачебной практики, я лично почитаю их с удовольствием. Но повести о молодых девушках – точно нет. Чтобы написать такое, автору следовало, видимо, родиться девочкой.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Потрясающая рецензия на "Дом из красного кирпича" от Нат Жаровой.
Скакала сегодня до потолка.
Дети, глядя на это, высказались: "Да, вот так Пушкин и стал писателем. Писал, писал в телефоне - и написал".

Чтобы увидеть скрытый текст, войдите или зарегистрируйтесь.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Сбитые коленки

Если кто не в курсе, на меня тут упала очередная гениальная идея, и я решила запилить повесть в нетрадиционном для меня жанре молодежной прозы. Повесть достаточно нестандартная, я никак не пыталась подгонять ее под ожидания аудитории, но почему-то уверена, что те, кому она будет интересна, найдутся.
За саму идею я должна благодарить двух человек. Это Федор Ахмелюк с его «зонтичным» циклом «Люди, которые видят» (до знакомства с его творчеством я и понятия не имела, что такое «зонтичные» циклы и с чем их едят), и Эмилия Галаган, работающая в жанре бытовой прозы.
Я никогда не думала, что еще вернусь к героям романа «Мракобесие», а тем более буду писать не просто продолжение, а приквел к этой истории. И я никогда не думала, что буду писать так жестко и откровенно (хотя и не в этом смысле, который вкладывают на этом сайте). Я впервые позволила себе мат в книге, хотя и в качестве цитаты из песни. Эта жесткость тоже появилась не просто так, а во многом под влиянием указанным выше авторов. Я решила расширить границы допустимого – допустимого лично для меня, конечно.
Повесть закончена. Я надеюсь, что несмотря на мрачность, она получилась смешной. Я сама, продумывая некоторые сцены, хохотала как ненормальная. То же у меня было, когда я писала «Не хочу в школу!» (жаль, что про юмор в этой вещи никто не говорит, видимо, потому что он достаточно черный, и острота темы его как бы затмевает).
«Сбитые коленки» – это и продолжение школьной тематики в том числе, которая не отпускает меня почему-то… Только в данном случае я предлагаю взглянуть на школу не с точки зрения учителя, а с точки зрения ученика.
Может быть, не все у меня получилось, как мне хотелось бы, какие-то акценты поневоле сместились, но во всяком случае я честно старалась.
Добро пожаловать в книгу!

Сейчас выложены главы:
1. ПРОСТО УТРО
2. ЧЕГО ТЫ ТУТ НЕ ВИДЕЛА?
3. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
4. ЧЕРНИЛЬНАЯ ТОЧКА В ОКЕАНЕ ТЬМЫ

Чтобы увидеть скрытый текст, войдите или зарегистрируйтесь.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
"Сбитые коленки", новые главы

5. МАКС
6. ПОСИДИ СО МНОЮ РЯДЫШКОМ
7. СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК У ДЕВЧАТ
8. НЕ НАДО ПРОГИБАТЬСЯ ПОД ИЗМЕНЧИВЫЙ МИР
9. ОПОСТЫЛЕВШИЙ ДЕКАДАНС
10. ПРОКЛЯТОЕ ПРИЗВАНИЕ

Чтобы увидеть скрытый текст, войдите или зарегистрируйтесь.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Удивительного художника нашла! Смотрю и восторгаюсь!
И ужасно, ужасно хочу иллюстрацию от него...
Зовут чудодея - А. Кластер. Работы - из его Чтобы увидеть скрытый текст, войдите или зарегистрируйтесь. в вк.







 
Последнее редактирование:

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Проклятие Буджолд. Почему автора мало читают в России?
(Л. М. Буджолд, Проклятие Шалиона)

Перевернута последняя страница книги. А я сижу и думаю, что ж такое я, собственно, прочитала?..
Роман в жанре фэнтези… Но… но какое ж это фэнтези?..
Да примерно такое же, как «Сага о льде и пламени» Дж. Мартина. Книга, которая прикидывается, притворяется фэнтези, потому что фэнтези сегодня модно.
А по сути серьезное, философское и в случае Буджолд даже теософское чтение.
В романе действительно много о трансцендентном. О святых, которые в нашем, привычном понимании вовсе и не святые даже, а скорее божественные посланники, земные сосуды божественной воли, о богах – их в мире Шалиона пять: Мать-Лето, Отец-Зима, Дочь-Весна, Сын-Осень и Бастард, защитник отступников и последнее прибежище падших. Вместе они составляют Святое семейство. Кстати, может быть, я пропустила, но как-то не уловила, чьим сыном является Бастард, можно предположить, что он потомок Отца, но кто в таком случае его мать?..
Главная коллизия романа, вынесенная в заглавие – это проклятие, которое висит над царствующим домом Шалиона и всем королевством. Это проклятие не могут снять даже боги, сколь бы горячие молитвы им не возносили. Правда, они могут способствовать этому, но действовать придется человеку, человеку, который готов трижды умереть за Дом Шалиона…
И такой человек найдется. Верность его звучит ужасающим анахронизмом в наше время, время, когда человеческая жизнь ценится превыше всего. У меня даже мелькнула подлая мыслишка: да что такого сделала для Кэсерила принцесса Исель, что он готов ради нее идти на подобные жертвы?.. Ладно бы еще она росла на его глазах, но он всего лишь служил ее секретарем в течение года… Впрочем, возможно, мне просто следовало родиться при феодализме, чтобы это понять.
«Проклятие Шалиона» – это роман о преодолении себя. В этом отношении Буджолд продолжает ту же тему, что и в «Саге о Форкосиганах». В центре – не просто персонаж, но герой и герой не в литературоведческом смысле. Это человек, способный на Поступок, человек, посвятивший себя Служению. Характерно, что сам он не является вершиной феодальной пирамиды, это не король, не император. Можно вспомнить, что и Майлз Форкосиган – тоже вассал, приносивший клятву верности, и в любых обстоятельствах прежде всего он служит своему Императору и Барраяру. Видимо, для Буджолд привлекательна сама эта идея беззаветного служения, полной самоотдачи правому делу и сюзерену. И самое худшее, что случается с ее героями – это нарушение вассальной клятвы, попытка узурпации власти. Несколько раз она описывала попытки свержения законного правителя, и восставшие всегда изображались как резко отрицательные герои, обезумевшие себялюбцы. Исключение – убийство безумного принца Зерга, но оно было спланировано его собственным отцом, во-первых, с передачей власти законному наследнику, внуку старого императора Грегору, во-вторых.
Чем бы ни был обусловлен такой интерес к политике и дворцовым интригам, нельзя отказать Буджолд в мастерстве, с которым она их изображает. Здесь она играет на своем поле, и можно лишь восхититься житейской мудростью и хитроумием, которые проявляют ее герои в решении тонких политических вопросов. Всего этого: интриг, политики, династических плясок вокруг трона – в достатке и в «Проклятии Шалиона».
Таким образом, прочитанная мной книга – это книга о преодолении, о политике, о религии… и о любви. Да, и об этом тоже, хотя линия любви Кэсерила к прекрасной и молодой фрейлине Исель явно не является первостепенной, а под конец выглядит даже немного скомканной, как будто автор уже устал и торопится поскорее «раздать всем сестрам по серьгам».
Наверное, «Проклятие Шалиона» все же уступает первым романам «Саги о Форкосиганах». Буджолд писала «Шалион» уже будучи гораздо старше, и это чувствуется. В более поздних текстах нет прежней бешеной энергии, больше философских размышлений и вкраплений житейской мудрости. Они чем-то неуловимо напоминают романы о мисс Марпл Агаты Кристи, в них то же созерцательное, лишенной иллюзий наблюдение за человеческой природой, за грехом и святостью в привычном нам понимании. Замечательно прописана психология героев, даже эпизодических, это всегда живые люди, а не ходячие манекены. Читая книги Буджолд, я и то и дело останавливаюсь, обдумывая какую-нибудь строчку, и всякий раз удивляюсь верности ее мысли, зоркой наблюдательности, с которой она подмечает движения души своих героев. Так может писать только очень умный человек, прекрасно знающий жизнь. И пожалуй, читать стоит только из-за этих мимоходом оброненных замечаний, житейских наблюдений, собственно приключения и интриги перед ними для меня как-то отступают на второй план…
Конечно, Буджолд – американка европейского происхождения, и уже поэтому мировоззрение ее сильнейшим образом отличается от менталитета моих соотечественников. Я, скажем, с трудом представляю, чтобы кто-то из моих сограждан мог в наши дни так упорно воспевать в своих произведениях идею вассальной верности. Мы, после Октября, после всего двадцатого столетия, просто безумно от этого далеки. Русские пишут о справедливости, но справедливость в их сознании – это никак не передача короны легитимному правителю, а это и есть главная сюжетная линия многих романов Буджолд. Вообще любопытно, что именно американцы так любят писать о династических интригах и плясках вокруг трона – наследие английского прошлого?.. Еще Хайнлайн в каком-то из своих футуристических романов писал, что никто не любит Императора так, как американцы (боюсь ошибиться, но кажется, это была «Двойная звезда»), видимо, в его словах содержалась большая доля истины, если под императором понимать монархическую систему правления вообще.
Культ карьеры, личного успеха – другая особенность прозы Буджолд. Да, она пишет о служении, но служение это всегда вознаграждается. Ее герои получают ордена, медали, почетные звания, в случае Кэсерила – место канцлера при дворе. Путь к успеху в ее книгах – это всегда восхождение по карьерной лестнице. Духовный путь тоже важен, но все же вторичен, главное – это то, что происходит в социальном смысле, в мире людей и вещей. Есть вообще во всем этом какая-то тоска по армии, по военщине, и даже странно, что такие вещи пишет женщина.
Впрочем, Буджолд – очень необычный пример писателя-фантаста. Явный технарь, она прописывает психологию героев с женской внимательностью. Это несколько сужает круг ее читателей, для девочек там слишком мало любви, для мальчиков – войны, и, пожалуй, лишь этим я могу объяснить недостаточную, на мой взгляд, популярность автора в России.
Тем не менее, несмотря на отличия в мировоззрении и гендерную своеобычность, творчество Буджолд заслуживает всяческого внимания. И одна из причин – это как раз самобытность автора, его следование какой-то собственной генеральной линии, нежелание работать в хорошо зарекомендовавших себя литературных шаблонах.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Черт, где хранить книги?
Мне вообще скоро понадобится еще одна квартира, она необходима мне под библиотеку!))
Но... так я их люблю.
Больше всех.
Только мои дети еще круче.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Какое-то сумасшедшее чувство восторга, счастья, удивления перед тем, что у меня есть СЫН, перед тем, что он ТАКОЙ. У меня никогда не было ребёнка, который был бы таким - таким упертым и злым, таким настойчивым в продвижении своей воли.
Ну да, конечно, он вынес всем мозг, в том числе и мне, но что с того?
Он просто добивался своего.
Я даже восхищаюсь таким упорством. В сущности, мы с ним очень похожи, я понимаю его как никто.
А когда я начинаю его целовать, он говорит: "Мама, спокойно".
По-моему, он ничего не взял от отца - во всяком случае это не видно.
Он ничего не боится. Он сразу даёт в глаз - вообще именно в этом ребенке как-то сильнее всего выражены все традиционно мужские качества.
Не очень ласковый, агрессивный, упертый, храбрый. Сильный физически - он может пройти семь километров. Да, психанет на середине, но пройдёт.
Телосложение совсем другое, чем у старших детей. Другой характер. Черты лица немного напоминают Володькины, но жёстче, грубее. В него как будто перешла моя стальная воля, тот поток холодной, настойчивой ярости, который потребовался для того, чтобы он родился.
И при этом - необычайно позитивный. Как будто радуется каждому дню, который у него - есть. Которого могло бы не быть.
Я чувствую рядом с ним себя как с другом, тем, кто похож на меня и духовно, и кровно.
Ему будет пять лет. Это трудно осознать. В это трудно поверить.
Они были очень тяжёлыми, эти годы. Но они подарили мне самое настоящее, крепкое, неразбавленное счастье.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Закончила выкладывать "Сбитые коленки". Честно говоря, я сама не очень понимаю, что я написала. Только точно об этом не жалею.
И в голове два дня крутится "Алиса". Вот именно это я и чувствую сейчас.

"К несчастью я слаб, как был слаб очевидец
событий на Лысой горе.
Я могу предвидеть,
но не могу предсказать.
Но если ты вдруг увидишь
мои глаза в своем окне
Знай,
я пришел помешать тебе спать.

Моё поколение молчит по углам,
Моё поколение не смеет петь,
Моё поколение чувствует боль,
Но снова ставит себя под плеть.

Моё поколение смотрит вниз,
Моё поколение боится дня,
Моё поколение пестует ночь,
А по утрам ест себя, да!"

Мое поколение, ты слышишь меня?

 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Осень постмодернизма в текстах Юлии Беловой

Когда я училась на филфаке, мне довелось познакомиться с теорией, согласно которой литературные направления, будучи рождены однажды на свет, не умирают, сменяемые одно другим (как это обычно считается), но продолжают жить, мирно (или не очень) сосуществуя. И жив романтизм (конец которого в отечественной литературе связывают обычно со смертью Ю. М. Лермонтова), и жив критический реализм, и символизм, и прочее, прочее… А значит, жив и постмодерн, который теоретики литературы и культурологи обычно считают вытесненным постпостмодерном и метапостмодерном.

Юлия Белова причисляет свою повесть «Эхо печальных сирен» именно к постмодернизму. И основания для этого у нее определенно есть. Здесь действительно много игры, напластования смыслов, метафоричной иронии, характерных именно для этого литературного направления.

Как мне показалось, постмодерн этот немного запоздалый и провинциальный, но это, на мой вкус, и хорошо – ультратрендовые вещи в этом духе я просто не способна воспринимать. Я сама тяготею все же к классическому, традиционному нарративу, поэтому для меня смягченный, можно сказать, разбавленный постмодерн – как раз то, что нужно, чтобы поудивляться, повосхищаться, но при этом не перегреться интеллектуально и не плюнуть, отступив в сторону более легкого чтения.

Действие разворачивается в трех пространственно-временных континуумах. Настоящее – в декорациях современной Москвы, танцующей, пьющей коньяки и виски, Москвы XXI века, будущее – космический корабль, в котором главный герой бороздит просторы Вселенной в компании робота Три-пи-о, прошлое – средневековая Франция, в которой герой, почти Синяя Борода, женится в четвертый раз. Эти три слоя проникают друг в друга, плывут анахронизмами, перетекают один в другой. Окончательной разгадки автор не дает, предоставляя читателю самостоятельно решить: а что такое он, собственно, прочитал? Я лично остановилась на «бытовом» понимании произошедшего, рассматривая все остальное как случившееся в других жизнях. Случившееся, а не пригрезившееся (терпеть не могу, когда авторы, нагородив кучу чудес, объясняют их только сном или галлюцинацией героя, кстати).

Что есть в повести, о чем она? Безусловно, о любви. О любви как страсти, мятущемся, ненасытимом стремлении к недоступному существу. Как у взрослого человека, у меня мелькнула довольно циничная мысль – такая любовь и бывает только, когда объект желания недоступен либо отвергает твои поползновения (как и в случае с Синей бородой, который физически овладевает молодой женой, но при этом остается бесконечно далек от нее ментально, так как она лишь приносит себя в жертву, отдается телесно, ни на миг не разделив его желание). Как только стремление достигает цели, градус страсти снижается естественным образом. Как говорится, сначала ах, потом нах. И тут уже два пути – либо переход на новый уровень отношений, менее горячий, но, возможно, даже более богатый, уровень телесной и духовной близости, родственности, либо потеря интереса к предмету. В жизни мы часто наблюдаем и тот, и другой вариант.

В этом смысле чрезвычайно важна тема беременности, звучащая в повести, детности. Синяя борода пересказывает легенду о Коморе, который был женат семь раз и всех жен убивал, как только они оказывались беременны. И главный герой, судя по всему, убивает свою беременную возлюбленную (случайно задев ножом в драке с ее мужем, но это неважно). Эти две истории перекликаются друг с другом, отражаются одна в другой.

Зачем это здесь и почему возникла эта тема?

На мой взгляд, автор очень точно и достоверно проиллюстрировал тут старую истину: беременность – это смерть страсти. Это ведь так просто и так физиологично. Как говорила моя деревенская бабушка, «как беременна, так ничего и не надо». Здесь возможны варианты, но сама логика процесса очевидна. Беременная женщина в любом случае уже не может сгорать от страсти, ее физическая и нравственная сила обращаются на другое. Она начинает жить будущим дитя, тем, кто созревает внутри нее. А значит, мужчина рядом, сколь бы ни был он хорош, воспринимается иначе. И от него требуются иные качества, чем от любовника, в первую очередь – надежность. Это необходимо для нормального развития и роста ее ребенка.

А значит, нерожденный ребенок для страдающего страстью мужчины становится конкурентом, врагом, а само состояние беременности – крайне нежелательной, опасной болезнью.

Поэтому и происходит убийство. Так как страсть уже не может быть разделена.

Замечательна сцена, где Антонина рассказывает Степану о намерении развестись с мужем. Он думает только о том, как вот наконец-то он ее сейчас, ну вот, прямо сейчас, на этом диване, вот… А она-то беременна (о чем он не знает), и ей, как говорится, «ни до чего». И поэтому его попытки вывести разговор из плоскости «просто друзья» в плоскость «мужчина-женщина» встречают полное неприятие. Она-то хотела поговорить серьезно, а он опять все про это.

Антонина холодна, как холодна молодая жена Синего бороды Антуанетта, и это действительно способно свести с ума. Физическая близость объекта желания, остающегося равнодушным, больного страстью человека изводит больше, чем полная недоступность. Вот же она, только руку протяни, но не отвечает – это же кошмар, мука мученическая для любого, кто сильно влюблен.

Само это состояние болезненной влюбленности, яростного стремления к другому отнимает очень много сил и, конечно, не может длиться вечно. Развязка неизбежна – или трагическая, как здесь, или постепенное остывание и переход отношений на новый уровень, трансформация в любовь-привычку, как в «Старосветских помещиках» Н. В. Гоголя.

Повесть оставляет много вопросов. Здесь определенно есть о чем подумать, есть о чем поговорить. «Эхо печальных сирен» – это одна из самых интересных и необычных вещей, которые я прочитала за последнее время, причем не только в категории самиздата, но и в принципе.

Тема болезненной любви-страсти развивается в рассказе «Кара и карма», где двое вновь яростно стремятся друг к другу и где снова из этого не выходит ничего хорошего. Что закономерно. Закономерно, потому что жить в этом вихре, в этом бесовском кружении невозможно – в него можно только провалиться на какое-то время, чтобы потом с недоумением вынырнуть. И что интересно, снова возникает тема детности. У героев появляется ребенок, о котором они словно забывают. И это очень правдоподобно, когда людей так колбасит, им, конечно же, не до детей. Они заняты друг другом.

В рассказе «Скрип-скрип нога липовая» тема любви связана с темой предательства и наказания. Молодая пара едет в гости к дядьке девушки в тайгу и случайно встречается с медведем… Неожиданный финал ошарашивает, повергает читателя в ступор, заставляет задаваться вопросом: заслужил ли главный герой такую судьбу?.. Сам ли он виноват, как говорится, или ему просто не повезло связаться не с той девушкой?..

Повести и рассказы Юлии Беловой будоражат воображение. У автора явный талант, все движения души героев он выписывает достоверно и точно. Здесь много сильных эмоций, много молодой энергии, трагизма и в то же время спасительной иронии. Я смело рекомендую их всем, кто не боится необычного, но яркого и запоминающегося чтения. Истории Юлии Беловой оставляют след после прочтения, запоминаются – это много значит.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Классический роман на современной почве

Предыдущий выпуск «Сетературы» был посвящен экспериментальной, постмодернистской прозе Юлии Беловой, а в нашем сегодняшнем разговоре я хочу рассказать о романе, который можно было бы назвать классическим… если бы он не был написан нашим современником. На связь с классикой прямо указывает уже название книги – «Леночка, или Анна Каренина наших дней».

Правда, мне главная героиня напомнила не Анну Каренину, для этого в ней маловато страсти, а скорее Эмму Бовари, медленно сходящую с ума от пустоты и бессмысленности своего существования. Но по порядку.

Леночка воспитывается в благополучной интеллигентной семье, окруженная заботой и вниманием. Мама ее – завуч в школе, отец – музейщик. Живет семья в провинциальном Вологжанске, вымышленном городе, в котором можно легко угадать черты областного центра центральной России. Леночка – единственный ребенок, ей не нужно ни с кем делить любовь родителей. Умная от природы, она прекрасно учится. Много читает. Все хорошо и замечательно в ее жизни, кроме одного… все не приходит в нее любовь. Нет на горизонте прекрасного принца, о котором грезит она, начитавшись романтических историй.

Одно из достоинств книги – глубокий психологизм. Все персонажи изображены очень узнаваемо и достоверно. Читая, я как будто видела перед собой авторитарную, властную маму, мягкого, всегда чем-то виноватого перед ней отца… Эта инверсия полоролевых моделей поведения, видимо, и послужила причиной развернувшейся семейной драмы.

С подобным типажом авторитарной мамы-завуча мы недавно уже сталкивались в другой книге, «Сандаликах» Татьяны Грачевой. В самом деле, кто из нас не видел таких женщин? Сильных, уверенных в себе, успешных в карьере. Но не очень-то счастливых в личной жизни… А почему? А все потому же.

Как поет Диана Арбенина,


«И можно быть сильной,

А нужно быть слабой».


Редко какой мужчина может спокойно вытерпеть рядом с собой властную жену, все время стремящуюся доминировать. А не доминировать она не может просто в силу своей природы. Потому что это инстинкт… Любой человек, мужчина или женщина, неважно, стремится захватить в семье, в коллективе столько власти, сколько получится. Ситуация многократно усугубляется, когда женщина привыкла руководить на работе. Тем более в школе, где сам трудовой процесс связан с постоянным удержанием внимания на себе, с непрерывным подавлением чужой воли и продвижением того, что именно ты считаешь важным. На мой взгляд, работа в школе, особенно средней школе (так как в начальной большее значение имеют материнские функции, а в высшей – непосредственно интеллектуальное руководство), создает огромные риски для сохранения женственности. Профессиональная деформация личности – не миф.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что обнаружив рядом с собой молоденькую, наивную, смотрящую на него восхищенными глазами выпускницу истфака, отец Леночки Крылевской сделал немыслимое для этого честного человека – изменил жене. Мне думается, он просто рядом с ней почувствовал себя мужчиной – наконец-то. Так началась его долгая двойная жизнь, потому что молоденькая влюбленная Люба вскоре забеременела и родила ему дочь…

В каком-то смысле Леночка Крылевская повторяет судьбу отца. Такая внешне высоконравственная, интеллигентная, она оказывается способна не только на измену, но и долгие годы живет двойной жизнью – с мужем и любовником.

Замуж Крылевская выходит не от большого ума. Вообще надо сказать, по-женски она не очень умна. По сути ее просто достали насмешки окружающих и стало страшно остаться старой девой – вот и все причины для замужества. Она живет нецелованной почти до самого окончания института, все в ожидании прекрасного принца… Но время идет, принца не видать, и Крылевская дает свое согласие первому, кто посватался – племяннику старой знакомой, парикмахерши Ольги Семеновны.

Нельзя не отметить, что образ этой парикмахерши – большая удача. С Леночкой их связывает взаимная неприязнь. Лена считает Ольгу Семеновну грубой и некультурной, а та ее в свою очередь – высокомерной и набалованной. И в этом, надо сказать, есть своя правда. Крылевская – единственный ребенок в благополучной семье. Она живет в благоустроенной квартире (что в 80-е, когда начинается действие романа, еще не является абсолютной нормой). Она не знает, что такое топить печку, выносить помойное ведро, ей никогда, даже из-под палки, не приходилось работать в огороде… Характерно, что у нее совсем не было деревенского детства, родители покупали ей на каникулы путевки на море, в Крым… По сути земляную, низовую Россию Крылевская и не знает – она горожанка-белоручка, которую страшно беспокоит сохранность своего маникюра.

Не все браки без любви неудачны. Но этот неудачен. Видимо, у молодого супруга, Алексея, у самого не очень большой опыт (если он есть вообще), потому что в их первую брачную ночь все происходит «быстро и безболезненно», но никакой радости Леночка не ощущает. Ни тогда, ни потом… Зачем было, казалось бы, выходить замуж за мужчину, который как мужчина никакого интереса для тебя не представляет? В основание такого брака уже заложена бомба с часовым механизмом. Которая взорвется – рано или поздно.

Судя по всему, Крылевская – обладательница достаточно слабой сексуальной конституции. В противном случае едва ли она довольствовалась бы мечтами и грезами столь долго… Этим же объясняется ее равнодушие к супругу, не сумевшему разбудить в ней любовницу. То же самое, видимо, лежит и в основе ее тяжелых родов, потому что это все взаимосвязанные вещи. Кому очень надо, те и рожают, как правило, легко, и наоборот. Неудивительно, что и полноценно кормить сына Леночка не может, у нее начинается мастит… Молодому супругу даже кажется, что она совсем не хочет жить… А так оно и есть! Зачем жить, если ты, как последняя дура, родила ребенка от мужика, на которого тебе начхать?

Автор подчеркивает, «нет, матерью Леночка была замечательной», но… Но, наверное, все познается в сравнении. Есть женщины, реальные женщины, которые плачут над кроваткой своего ребенка, которым противно дать его в руки даже близким родственникам. Такой материнский фанатизм не про Крылевскую. Заботы о ребенке, пока она восстанавливается после родов, берет на себя мама и муж, и в дальнейшем они посвящают ему очень много времени… Когда сыну исполняется полтора года, Леночка выходит на работу – для ребенка нанимается деревенская няня. По сути Колюня, как и она сама, растет в тепличных условиях… А в дальнейшем… Сына готовит к школе бабушка-учительница, папа укладывает его спать и рассказывает «про звезды». Складывается впечатлением, что Крылевская существует с сыном в параллельных мирах, находясь очень близко и в то же время очень далеко друг от друга. Если она им вообще интересуется, то читатель этого не видит. Она вся в своих любовных переживаниях, в бесконечном самокопании, рефлексии… но не в ребенке.

Вообще при чтении мне все время казалось, что за этой внешней «аристократичностью» и «интеллигентностью» кроется обычный холодный эгоизм. Повторяя «я дурная женщина», «я детоубийца» (так как в результате своих любовных похождений она вынуждена сделать аборт) и прочее, Крылевская тем не менее продолжает все в том же духе, не останавливаясь ни на секунду, даже не предпринимая попытки бросить свою двойную жизнь… Раздражает тут даже не собственно ее поведение, а патетика, которой оно окружено.

Кончается все это вполне закономерно, хотя и не так, как в романе Льва Николаевича Толстого. Анна Каренина наших дней получает свой шанс на счастье. Ну а ее сыну, видимо, придется как-то взрослеть без матери, впрочем, юноше уже пятнадцать, и он совсем не младенец.

В романе ставится всегда актуальный вопрос – что важнее, долг или чувство? Следует ли сохранять семью только из чувства долга? «Ты жена, и ты должна…» Но ведь и мать должна, и бабушка должна – если не поставить этому предел, цепь обязательств действительно будет опутывать до гробовой доски! Как сказала одна моя виртуальная приятельница, «если через двадцать лет появится движение внуки-фри, я буду в его первых рядах».

Можно ли пожить, как говорят, «для себя», хотя бы когда собственные дети становятся взрослыми?.. А сам ты разрешишь ли это себе? Не будут ли тебя мучить угрызения совести, ощущение, что что-то упущено, потеряно? Это сомнения, характерные именно для женщин, сильная половина человечества их вряд ли поймет…

Рано или поздно дети вырастут, и что тогда? Ждать уже внуков, продолжая жить с человеком, к которому не испытываешь никаких чувств? Поставить на себе крест как на женщине?.. А лучшие годы уже ушли, время упущено… В пятьдесят поздновато начинать новую жизнь…

Мораль сей басни такова: не надо выходить замуж только ради того, чтобы не остаться старой девой. В особенности если вы холодная женщина, чья чувственность еще даже не проклюнулась.

Потому что XIX век кончился, и велик шанс, что она-таки проклюнется. И не с мужем. И вот что тогда делать?

Подытоживая сказанное, повторюсь – к несомненным достоинствам романа относится его психологизм, достоверность в изображении героев. Узнаваемы исторические реалии, прекрасно чувствуется дух эпохи. 90-е годы я хорошо помню, но 80-е для меня время совершенно чужое, знакомое только по фильмам и рассказам родственников. Это одна из причин, по которой мне было сложно проникнуться идентификацией с главной героиней – мы принадлежим к разным поколениям, наше взросление пришлось на совсем разное время. Другие – различный характер и воспитание. Но Ирина Июльская изображает перестройку, распад СССР, ельцинские реформы так, что составить о них представление смогут даже девочки младше меня, прогулявшие все соответствующие уроки истории в школе.

Конечно, в таком большом романе просто не может быть все идеально. Не совсем достоверными и удачными мне показались два момента. Первый – достаточно высокий уровень жизни семьи в нулевые, учитывая, что Елена почти бесплатно работала в музее, а ее супруг Алексей был всего лишь ученым, хотя и успешным. Второе – непонятно, на какие шиши содержал прислугу потомок графов Воронцовых-Хрусталевых, к которому в Лондон приезжает Леночка? Просто уже к 60-м наступило время, когда, по выражению Агаты Кристи, стало невозможно нанять прислугу, а тут целый штат… и на что…

В ходе чтения были замечены пунктуационные ошибки, несколько раз плыла грамматика, однако в целом оформление книги находится на неплохом уровне. Полагаю, работа добросовестного корректора окончательно доведет его до ума.

Я смело рекомендую роман всем, кто любит истории о семье, о смене поколений, о становлении личности, тем, кто не любит однозначных трактовок и морализаторства. О судьбе Леночки Крылевской можно много спорить, дискутировать, равнодушным ее история точно не оставит. А многозначность трактовок, наличие поля для различных интерпретаций – это и есть признак настоящей большой литературы.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Инструкция по борьбе с зеленой плесенью

Я знать не хочу,
Кто поет песню:
«Марш, марш левой,
Марш, марш правой».
Я не видел картины дурней,
Чем шар цвета хаки.

НаУ


Сегодня я хочу рассказать вам о необычной книге. Необычной уже в силу своей тематики – в ней рассказывается о жизни солдата в течение года срочной службы. Надо сказать, книг про армию я вообще раньше почти не читала, разве что «Сто дней до приказа» Юрия Полякова. У романа Федора Ахмелюка с ней много общего, несмотря на то, что технически они сделаны совершенно по-разному.
Главный герой «Z-z-zелени» Егор Ахмелюк уже знаком читателям по другим книгам цикла «Люди, которые видят». По справедливости, он вообще не должен был служить, не годен по здоровью. В армию он попадает во время облавы накануне своего дня рождения… а вырваться обратно оттуда уже не получается. На воротах части, как на воротах Освенцима, следовало бы написать «Оставь надежду всяк сюда входящий».
Нет, роман не является чернухой, не срывает покровы и не рассказывает, с трепетом и придыханием, о том, как в нашей родной армии все плохо. А кто об этом не знает? Это скорее честная попытка разобраться с тем, что происходит в солдатских мозгах, как меняет обычного человека, привыкшего к свободной гражданской жизни, год в закрытом коллективе, сформированном в принудительном порядке.
В романе три части: «Крах», «Духанка» и «Сам себя перехитрил», дисклеймер и эпилог. Повествование об армейских буднях перемежается флэшбеками, рассказывающими об истории взаимоотношений главного героя с его девушкой, оставшейся в родном городе Серые Воды. Ласковая Иветта – это как будто воплощение потерянного рая, с ней, а так же, с родителями связаны все хорошие воспоминания Егора. И тем тяжелее читать, как постепенно, привыкая к армейской жизни, герой начинает ее забывать… Образ нежной Иветты тускнеет в его памяти, подергивается патиной, становится каким-то… мифом. Сказкой, рассказанной на ночь. Как будто и не было никакой Иветты, как бы будто и не было их любви… А как же залитые слезами письма? Они согревают главного героя, но все же их мало, слишком мало, чтобы противостоять уродливой зеленой действительности, которую он видит вокруг… и которая постепенно, шаг за шагом, меняет его самого.
Совершенно не военный по складу человек, Егор, к концу своей службы всерьез подумывает о том, чтобы остаться в армии служить по контракту. А что плохого? За тебя все решают, говорят, что делать, куда идти, во сколько ложиться спать и когда вставать…
И эти раздумья – свидетельство той деформации, которая происходит с героем. Вначале почти все в армии вызывает отвращение, но за год он… приспосабливается. Адаптируется. Так оно обычно и бывает, не зря ведь говорят, что человек привыкает ко всему.
И постепенно все, оставшееся на гражданке, начинает казаться каким-то сном… Отваливается как несущественное. Особенно хорошо это видно в эпизоде, в котором Иветта приезжает к Егору, а он как-то даже не рад ее видеть… и размышляет только о том, чтобы она не выдала своими стонами свое присутствие, когда они остаются вместе на съемной квартире в военном городке. Честное слово, я еще не встречала, кажется, более унылого описания секса, чем эта сцена.
Ничто уже не радует. Ни любимая девушка рядом, ни перспектива конца службы впереди – может быть, потому, что верится в него все с большим трудом.
В книге много мата. Я не поклонник обсценной лексики в литературе, но должна признать, в данном случае он выглядит оправданным – в противном случае роман сильно потерял бы в правдоподобии. Как свидетельствует автор, «в армии матом не ругаются, а разговаривают». И разговаривают, судя по тому, что я прочитала, весьма образно, затейливо и даже витиевато. Я во всяком случае сильно расширила свой лексикон.
Мат и натуралистические подробности помогают создать эффект присутствия. С этим в книге все в порядке. Всех персонажей словно видишь перед собой: сослуживцев, командиров, эльфоподобную психологиню… Вообще армейский психолог, как и школьный, по определению профессия странная. Ни тот, ни другой по сути ничего не делают. Ну, проводит он время от времени какие-то дурацкие тесты, изредка кого-то консультирует… Но психолог, в отличие от командира в части или учителя в школе, ни на что реально повлиять не может. Он только констатирует, что с солдатом или учеником что-то не так… А толку-то?
Вообще при чтении у меня часто возникали ассоциации со школой и немудрено. И армия, и школа – государственные, ультраконсервативные структуры. И там, и там просто море маразма. Но в армии, конечно, все в разы хуже, потому что в современном мире, в отсутствие войны и реального врага, она вообще не нужна. Во всяком случае такая армия, с комплектованием по принципу призыва и годичным сроком службы. Год – это слишком мало, чтобы чему-то реально научиться, но при этом вполне достаточно для деформации мозгов.
Каждый спасается от вездесущей зелени как может. Главный герой романа, как и его друг Макс Сотовкин, вот предпочитают как можно больше копаться в сновидениях… и в себе. Это их способ отвлечься от армейской действительности, сохранить свое «я». Их оборона, «солнечный зайчик незрячего мира», как пел Егор Летов.
После прочтения остается ощущение, что выжить-то в армии можно, большинство ребят как-то приспосабливается, адаптируется… Вот только зачем? Для чего? Потраченный год жизни и налет зеленой плесени на мозгах. Больше ничего.
То же самое впечатление у меня было и от повести «Сто дней до приказа» Полякова, написанной на тридцать лет раньше. Столько времени прошло, а ничего не изменилось. Ну да, срок службы сократился с двух лет до года, но это по-прежнему время, которое ты просто отдаешь Родине за то, что пользовался перед этими услугами бесплатного образования и медицины. Год или два жизни. Бессмысленный, никому не нужный долг.
И так будет, пока будет сохраняться принцип комплектования войск по призыву. К сожалению, это так.
 
Последнее редактирование:

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Зонтик, забытый в 90-х годах прошлого века (И. Июльская, "Забытый зонтик, или Вот и вся любовь")

90-е годы – время сложное. Время перемен, время больших надежд… Время смены общественно-исторической формации, если по Марксу. Неудивительно, что авторы вновь и вновь обращаются в своем творчестве к этому страшному и удивительному десятилетию. На переломе эпох объемнее, четче вырисовываются характеры. Яснее видны добро и зло. Есть о чем писать, в конце концов.

Действие романа Ирины Июльской «Забытый зонтик, или вся любовь» тоже происходит в приснопамятные 90-е годы. Его герои – современные Ромео и Джульетта, как их называет автор, Матвей Звонарев и Лиза Смирнова. Матвей – студент пятого курса дневного отделения престижного вуза, единственный сын из обеспеченной, хотя и испытывающей временные трудности внешне благополучной семьи, а Лиза – девушка без образования, дочка родителей-заводчан, работающая на знаменитом Черкизовском рынке… Они совсем не пара, он – спортсмен и красавец, и она – скромная, очень порядочная и добрая, но совсем обычная продавщица с «Черкизона».

Несмотря на озвученные параллели с Ромео и Джульеттой, история этой пары развивается по другому сценарию. Хотя поначалу вроде бы все идет в соответствии с классической канвой: неприятие родных со стороны жениха, а именно его матери, интриги и нечестные уловки, которые идут в ход, чтобы разлучить влюбленных… Но развязка у этих отношений иная, хотя, может быть, по-своему не менее драматичная, чем у Шекспира.

Я сказала, что семья Матвея внешне благополучная. Это действительно так. Потихоньку доедается наследство, оставшееся с сытых советских времен (отец Матвея – видный партийный функционер в прошлом). Мать, Нинель, обзванивает знакомых, чтобы найти отцу какую-нибудь работу, в то время как он оплакивает развал Союза и конец своей партийной карьеры, дегустируя импортные коньяки и виски, скопившиеся в баре за годы его профессиональной деятельности. Никакого внутреннего порыва бросить распитие спиртных напитков и что-то изменить в этой жизни Звонарев-старший не испытывает. Что-то «надо» в этой семье, кажется, только Нинель, она – вдохновитель любых изменений…

Образ этой Нинель – большая удача. Это активная, яркая, эмоциональная и очень живая героиня. Конечно, ее действия выглядят более чем сомнительно с морально-этической стороны, однако Нинель тоже можно понять. Как мать она желает своему сыну лучшего будущего, воспринимая Лизу как катастрофу, неизвестно за какие грехи свалившуюся на их семью.

В романе есть вторая сюжетная линия. Пытаясь отвлечь Матвея от Лизы, Нинель пытается свести его с дочерью старого знакомого Валерия Данилова Евгенией. Напрасный труд – Евгения безнадежно влюблена в своего лечащего врача-психиатра Яна Соколовского. Этот Ян – удивительно талантливый специалист, да к тому же обладатель экстрасенсорного дара, помогающего ему в работе. Однажды к нему на прием приходит и Нинель Звонарева… И в один прекрасный день их отношения выходят за рамки отношений врача и пациента…

Сюжетные нити сплетаются, расплетаются…

Но происходит это слишком быстро, особенно к концу романа. В этом проблема этой книги. Автор закидывает крючок, но забывает вытащить удочку. К примеру, не стреляет название романа. Нет, зонтик в тексте появляется, не просто зонтик, а зонтик с подслушивающим устройством. Его планирует оставить Нинель в квартире Лизы, чтобы сын услышал разговоры, которые ведутся в этой простой семье, и остыл к своей возлюбленной. Нинель планирует это сделать… Но автор как будто забывает об этой идее, переключаясь на отъезд Матвея заграницу и последующие события. Если же так и задумано и зонтик и не должен был играть значимую роль в повествовании, зачем же выносить его в заглавие?

Приблизительно с середины книги возникает ощущение, что перед тобой некий конспект, подробный план романа. События, о которых рассказывается, и интересны, и правдоподобны, но изложены излишне схематично. К примеру, очень интересна история художницы Магды, пострадавшей в детстве от насилия, и ее любви с Яном Соколовским. Интересно детство и юность самого Соколовского, его история. Но обо всем этом рассказывается очень сухо и как-то постфактум… Читатель узнает о событиях как о случившихся фактах. Теряется драматизм, интрига, накал. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях Звонарева-старшего и Лизы. То, что все могло быть так, как это описано в романе, выглядит вполне достоверно, однако хочется подробностей, деталей, которых нет.

Поскольку перед этим я читала роман «Леночка, или Анна Каренина наших дней», то с уверенностью могу утверждать, что на все это – драматическое изображение нарастания чувств, поддержания высокого градуса интриги – автор вполне способен. Тут же было ощущение какой-то торопливости, стремления быстрее закончить повествование, быть может… Очень хотелось бы, чтобы автор подробнее рассказал о случившихся событиях, детальнее изобразил случившееся.

В техническом отношении книга тоже небезупречна. Мешают чтению неоправданно большие абзацы. Их явно следует разделить на логически обособленные смысловые отрезки. Плывет пунктуация, в особенности прямая речь. Одним словом, роман нуждается в корректуре.

Несмотря на указанные недостатки, в целом впечатление от прочитанного остается скорее положительное. Подкупает жизненность характеров, ситуаций, точно схваченный дух эпохи. Читать интересно, в описываемые события веришь. Но думается, если книга будет доработана, станет она еще лучше.

И, честно говоря, история так и просит продолжения. Вроде бы она и не выглядит оборванной на полуслове, но все же… Как сложилась жизнь Евгении? Что было дальше с Даниловым-старшим? Неужели Нинель так спокойно восприняла крах своей семьи и не попыталась вернуть мужа обратно?.. Все эти вопросы требуют ответов.

Остается пожелать автору не терять интерес к созданным героям, чтобы мы, читатели, могли узнать о том, что случилось с ними после того, как заканчиваются события этого романа.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
Русский герой на стыке эпох (Дмитрий Басов, «Город, который»)

Так сложилось, что последние рецензии были посвящены произведениям, созданным в рамках традиционного реалистического направления. Оно и понятно – книг такого толка на сайте намного больше, чем относящихся к научной или нежно любимой мной социальной фантастике. Однако в сегодняшнем обзоре речь пойдет именно о последней – на примере одного из самых, на мой взгляд, выдающихся образцов, попадавшихся мне на глаза в данном жанре на сайтах самиздата.
Кто главный герой романа Дмитрия Басова «Город, который»? Тимофей, он же Фит, в прошлом преподаватель техникума, а ныне частник-таксист?.. Или же сам Город – Таёжный, прототипом которого стал, как указывает автор, Усть-Илимс?.. Город как сообщество людей и в то же время отдельная, независимая и своенравная сущность? Пожалуй, так сразу и не скажешь. Ясно одно – Фит и Город не просто тесно связаны друг с другом, их судьбы сплетены множеством тонких невидимых нитей… А в конце книги они и вовсе врастаются друг в друга, до того, что гипотетическое разделение становится опасным, чреватым смертью – слишком многих… Город больше Фита, но Фит нужен Городу, как муж жене, как Христос Церкви, как центральная звезда солнечной системе.
Начинается повествование вполне банально. С заурядных, не особенно выдающихся событий. Двадцать шестого августа в Таёжном идет снег. Явление редкое, но все же не невозможное для Сибири. Потом пропадает телефонная связь. Нарушается автобусное сообщение. Это – удача для таксиста и возможность хорошо подзаработать… А потом события нарастают, как снежный ком, и привычная действительность рушится на глазах. Город оказывается отрезан от внешнего мира, попытки выбраться к нему ни к чему не приводят, его наводняют различные монстры, и даже поход в магазин становится смертельно опасной затеей.
Приключений, экшна в книге много. Скучать точно не придется. Любители романов о выживании, обратите внимание на это произведение: матчасть в нем прописана убедительно и достоверно.
Однако мне не хотелось бы пересказывать сюжет. Интереснее остановиться на анализе ведущей темы – темы власти и ответственности за нее.
Если поначалу герои пытаются тупо выжить в свихнувшемся мире, то в дальнейшем, немного придя в себя, они начинают осмыслять случившееся. Стараются понять даже не что же именно произошло, это непостижимо, а почему все вышло так, как вышло, почему люди отреагировали на беду определенным образом… Пытаются сделать выводы из полученного опыта.
Естественно, здесь есть и попытки установить военную диктатуру, и формирование более-менее демократичного режима с выборным Советом, и даже организация жизни «по понятиям» с воровским «авторитетом» на верхушке. Фит всегда оказывается в центре событий. Он – носитель не только магического дара, Проводник, способный доставить людей из одной точки смертельно опасной действительности в другую, но и талантливый администратор (важно, что в прошлом он не просто преподавал в техникуме, но и исполнял обязанности заместителя директора, то есть у него есть опыт управления людьми). Постепенно Фит становится главой Совета, а потом и Города… Но что он получает взамен?
Забавно сравнить описание жизни Фита как правителя с изображением повседневной деятельности карикатурных властелинов и королей из женского фэнтези, которые занятые в основном приемами, балами да амурными утехами с прелестными избранницами. Найдутся те, кто назовет подход Дмитрия Басова пессимистичным, но, по-моему, это всего лишь сермяжный реализм и больше ничего. Власть, по Дмитрию Басову, это прежде всего ответственность и огромная головная боль. Став выше других людей, его герой закономерно теряет друзей, даже лучшие из которых больше не могут относиться к нему как к равному. Больше не с кем просто посидеть выпить пива, поболтать о том о сем, не думая о делах и не ища в словах скрытого смысла. С женщинами теперь тоже все не так, как прежде. Те, кто не ищет в отношениях с ним выгоды, боятся его – исключение составляет только пожилая врач, относящаяся к Фиту с материнским участием… Хотя и с ней не все так просто, есть какой-то холодок в их отношениях. И не может же герой довольствоваться материнской заботой! Он – взрослый здоровый мужчина с полным комплектом положенных по возрасту желаний. В этом свете кажется неудивительным то, что Фит находит себе подругу в магическом Зазеркалье, давно умершую от рака девушку, которую знал еще школьницей…
А горожане, которых он спас и ради которых рисковал жизнью, платят в ответ завистью, нытьем, повседневным бессмысленным раздражением. Дмитрий Басов очень правдоподобно иллюстрирует старую истину, с английской афористичностью сформулированную Байроном:

«Кто над людьми возвысится один,
Тому идти сквозь ненависть людскую».

Власть дарует одиночество. Такое темное и горькое, хоть волком вой. Но и отказаться от нее, стать обычным горожанином Фит, конечно, уже не может. Не может технически – так как его избранничество основывается не только на заслугах, но и на магическом даре, самом по себе поставившем его выше рядовых обывателей. Не может и по велению совести – как бы ни были неблагодарны горожане, Фит чувствует себя ответственным за них. Не зря же он ради них рисковал жизнью, чтобы теперь бросить на произвол судьбы!..
Фит напоминает Кутузова из «Войны и мира» Льва Николаевича нашего Толстого. По сути это тоже кризисный менеджер типа «народный герой». В критические моменты общество всегда выдвигает таких лидеров. Их назначение – прямой напор, героизм, самопожертвование, воодушевление масс. Когда кризисный момент оказывается пройден и наступает время интриг и дипломатии, такие люди становятся не нужны, в лучшем случае из них делают живые памятники, отстраняя от реальной политики, в худшем – просто забывают. Как пишет Лев Толстой, после изгнания Наполеона из России такому военачальнику, как Кутузов, ничего не оставалось как умереть – и он умер. Потому что в деле дипломатии и тонких договоренностей он был не нужен. Можно было бы привести примеры, подтверждающие справедливость данного наблюдения, и из новейшей истории, но это способно спровоцировать бурление в комментариях, а рецензент от этого устал, так что обойдемся. Замечу, однако, что дальнейшая судьба Фита как правителя вызывает большие опасения. Кризисное администрирование и управление в ситуации относительной стабильности – разные вещи.
Главного героя в тексте часто называют романтиком и идеалистом. Он обвиняет себя в смерти дочери подруги, убитой в детском саду боевиками-террористами с противоположного берега Города… Его вина эфемерна, призрачна, напоминает вину лирического героя Твардовского:

«Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…»

Нелепо обвинять себя в этой смерти, как и в других смертях, всех не убережешь… Но Фит все же делает это…
Однако показательно, что этот романтик и идеалист не находит ничего лучше, чем отправить «не поддающихся перевоспитанию» граждан города на барже по реке на верную смерть. При принятии этого решения Фит «забывает» проконсультироваться с Советом и берет всю ответственность на себя. Стало быть, есть границы у любого идеализма.
Финал в романе открытый. Я сама любитель неоднозначных трактовок, но по-моему, тут вышел перебор. Хотелось бы все-таки более ясного объяснения случившемуся и главное, указания на дальнейшее будущее Города. Будут ли выжившие и дальше деградировать, все больше скатываясь к натуральному хозяйству и робинзонству? Это путь в никуда – у них нет ни ресурсов, ни территории для экспансии и восстановления прежней цивилизации… Единственная надежда для них – появление связи с внешним миром, но произойдет ли оно? В противном случае все сведется к медленной смерти и постепенной деградации, вопрос только в том, как скоро это случится.
Остается добавить, что роман написан хорошим русским языком, прекрасно вычитан. Не было замечено ни ошибок, ни опечаток. О социально-культурной ценности нечего и говорить – это одна из самых серьезных и крепко сделанных книг, которые я видела в последнее время. Рекомендуется всем любителям фантастики и просто отечественной прозы. Потому что книга эта – не просто описание некоего социального эксперимента, придуманного жестоким автором. Это – портрет и история целого поколения, чьи активные молодые годы пришлись на слом эпох и смену общественно-исторических формаций. Попытка осмысления произошедшего, честный рассказ об изменениях в психологии людей. Город Таежный – это кусочек нас с вами, кусочек нашей Родины. И в каком-то смысле – она сама.
 

Ритта

Проверенный
Сообщения
942
Достижения
248
Награды
1.037
У меня тут случилось что! "Баба Маня" набрала за сутки на пикабу 29 тысяч просмотров! 29 ТЫСЯЧ!!!
У меня такого в жизни не было. Для сравнения - самая моя успешная художественная (критика не в счет) книга на литнете набрала за год чуть более 8 тысяч просмотров. И это злая социалка, от которой меня саму уже тошнит... Тот же рассказ ("Баба Маня" в смысле) на литнете набрал за год 304 просмотра, на литмаркете - 149.
Нет, я пишу этот пост не для того, чтобы почесать свое авторское эго (хотя это тоже безусловно важно). А зачем тогда?..
Затем, чтобы сказать - из случившегося я сделала важный вывод. РЕАЛИЗМ НУЖЕН ЛЮДЯМ. А раз так, значит, имеет смысл его писать. Я нормальный человек, и заниматься бесполезным и бессмысленным делом мне неинтересно. Я делаю что-то, когда вижу, что есть отклик, что то, чем я занимаюсь, для кого-то важно.
Так что - ждите новых историй.
 
Верх